Когда французского скульптора Огюста Родена попросили раскрыть свой творческий секрет, он ответил: "Я просто беру кусок камня и отсекаю все лишнее". Эти слова приходят на память при знакомстве с продукцией соотечественников Родена, компании Atoll Electronique. Проигрыватели и усилители этой фирмы традиционно отличает лаконичность конструкции и дизайнерский минимализм. Atoll Electronique, основанная в сентябре 1997 года, занимает "бюджетный" сектор аудиоаппаратуры и предлагает высококачественный звук по разумным ценам. Реалистичность, прозрачность и глубина звуковой сцены, точность в передаче динамики. И ничего лишнего.
Проигрыватель Atoll CD 200 и интегральный усилитель Atoll IN 200 — новые представители семейства "Атоллов" на российском рынке. Придерживаясь умеренной цены, компания, тем не менее, не экономит на производственном процессе. Аппараты собираются вручную на фабрике в Бресейи, Нормандия. Основные узлы поставляются французскими и европейскими производителями. Так, стальное шасси изготавливается в Бретани, лицевые панели — в Лотарингии, печатные платы — в департаменте Верхняя Луара, а источники питания поставляются из департамента Роны. Промышленный патриотизм является одним из основных принципов деятельности Atoll Electronique. Правда, произведенное нами "вскрытие" показало, что в "начинке" французских аппаратов присутствуют и комплектующие, сделанные в азиатских странах.
CD-проигрыватель Atoll CD 200
Atoll CD 200 смонтирован на стальном шасси, алюминиевая лицевая панель имеет толщину 8 мм, а п-образная стальная крышка — 1,5 мм. Участки корпуса, к которым прилегает крышка, покрыты демпфирующим материалом. Дополнительная защита от вибрации предусмотрена в транспортном приводе. Транспорт — Philips VAM 1202/12, тестирование на "читаемость" показало, что он восстанавливает данные на диске при выпадении до 1,5 мм дорожки.
Особого внимания заслуживают источники питания. В проигрывателе применены два трансформатора. Первый — тороидальный, мощностью 160 ВА, диаметром 105 мм — для нужд звукового каскада. Второй — трансформатор 15 ВА, обслуживающий цифровую секцию. За цифро-аналоговые преобразования отвечает мультибитный ЦАП Burr-Brown PCM 1794, используется также конвертор 24 бит/192 кГц с восьмикратным пересчетом дискретизации. Следует отметить, что создатели проигрывателя не экономят ни на внутреннем пространстве, ни на размере деталей, применяя дискретные элементы и неповерхностный монтаж. Дисплей и кнопки управления размещены на отдельной плате. На задней панели расположены два линейных несимметричных позолоченных RCA-выхода и коаксиальный цифровой выход S/PDIF.
Усилитель Atoll IN 200
Производители интегрального усилителя Atoll IN 200 рекомендуют прогревать его не менее получаса до начала прослушивания. Клавиша включения вынесена на заднюю панель, вместо отключения питания во время простоя желательней использовать режим standby — он включается соответствующей кнопкой на передней панели. Также на лицевой панели расположены: гнездо для подключения наушников, селектор входов/выходов, дисплей и крестообразный электронный регулятор баланса и громкости. Частотные регуляторы отсутствуют, что является принципиальной позицией Atoll Electronique. Согласно этой позиции, попытка исправить недостатки помещения или акустических систем с помощью регулировки баса или средних/высоких частот вместо решения одной проблемы порождает новую.
Как и в проигрывателе, стенки корпуса в местах, примыкающих к крышке, покрыты демпфирующим материалом. Каждый из двух каналов усилителя использует свой тороидальный трансформатор и свой блок питания. Трансформатор левого канала имеет мощность 330 ВА, правого канала — 338 ВА. Дело в том, что правый трансформатор имеет две дополнительные обмотки для служебных нужд усилителя, напрямую не относящихся к звуку. Но существует вероятность, что эти обмотки опосредованно все-таки на звук повлиять могут: находясь на одном сердечнике с основными и располагаясь рядом с ними, они вполне могут наводить помехи — особенно на пиковых уровнях громкости. Коммутация входов происходит при помощи реле RY5W-K японского производства от Fujitsu Takamisawa. Перед выходными клеммами стоят высокочастотные дроссели, что является дополнительной защитой усилителя от емкостных составляющих нагрузки (кабеля и/или АС). Суммарная емкость восьми конденсаторов в обоих блоках питания — 62000 мкФ. В выходных каскадах используются по две пары полевых транзисторов, включенных в параллель. Транзисторы расположены вдоль левой и правой стенок корпуса. Усилитель не имеет принудительной вентиляции: каждый выходной транзистор снабжен своим радиатором, а на крышке и днище корпуса расположены отверстия, обеспечивающие приток воздуха и пассивное охлаждение транзисторов.
На задней панели, помимо клавиши питания, имеется шесть входных позолоченных RCA-гнезд (Aux, CD, тюнер, DVD, tape и by-pass), выход на запись (tape REC) и пара выходов. По краям задней панели расположены позолоченные выходы для акустических систем, допускающих подключение разъемов "банан", "лопатка", а также зачищенного провода диаметром до 5 мм. Однако близкое размещение затяжных гаек в каждой паре диктует осторожность при применении массивных кабельных клемм, а отсутствие "барашков" на гайках затрудняет их сильный прижим.
Управление проигрывателем и усилителем осуществляется не только вручную, но и с помощью пультов ДУ весьма архаичного облика.
Прослушивание
Напомним, что Atoll Electronique позиционирует себя как компания, продающая за небольшие деньги высококачественный звук без прикрас. Прослушивание показало, что пара тестируемых нами "Атоллов" действительно не привносит в воспроизведение музыки никакой звуковой отсебятины. Мы получили настоящее удовольствие как от игры исполнителей, так и от возможности по достоинству оценить индивидуальные различия звукорежиссуры.
Запись концертного исполнения оперы Моцарта "Cosi fan tutte" была сделана в мае 1994 года, продюсер — лауреат и номинант премии Grammy Майкл Вулкок. При прослушивании возникает эффект присутствия в лондонском Royal Festival Hall. Звуковая сцена представлена во всей своей полноте. Дополнительные детали, присущие концертным записям (шорох сценических костюмов, реакция зрителей и т.п.), усиливают реалистичность, но не отвлекают от происходящего на сцене. Солисты и группы оркестра четко локализуются.
Нюансы концертной и студийной записи различимы и при прослушивании альбома "The Very Best of The Blues Brothers". Музыкальные номера для фильма "Братья Блюз" записывались как в тон-ателье, так и непосредственно на съемочной площадке. И во всех случаях звучание отличается прозрачностью и насыщенностью, натуральностью духовой секции, тугим и чистым басом.
В отличие от сочного, объемного звука фанк-коллектива MFSB, неремастированный диск группы Stray Cats звучит аскетично, но без сухости. На некоторых треках тарелки, размещенные с правой стороны, сливаются, звуча как одна.
Реалистичность и отсутствие "красивостей" в звуке в полной мере заметны на диске "Let It Be...Naked". Дело в том, что музыкантов Beatles никогда не устраивало звучание оригинального альбома "Let It Be", сведенного Филом Спектром. Десятилетия материал студийных сессий распространялся в виде бутлегов и только в 2003 году был официально опубликован во всей своей первозданной "наготе", отсюда и название альбома. На тестируемых аппаратах фирмы Atoll архивные записи зазвучали насыщенно и раскрепощенно, доставляя подлинное удовольствие от прослушивания джем-сейшена легендарной группы.
Вывод
Несмотря на бюджетную стоимость, проигрыватель компакт-дисков Atoll CD 200 и интегральный усилитель A toll IN 200 ни в чем не уступают более дорогим аппаратам, а порой превосходят их (некоторые компоненты контрольного тракта). Экономическая и философская концепция братьев Стефана и Эммануэля Дюбрёй, основавших Atoll Electronique, доказала свою состоятельность. Здоровый аскетизм не в ущерб богатому реалистичному звуку и технологическая надежность французских аппаратов делают их приобретение разумным вложением средств.
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", 2007 г. www.audiomagazine.ru