Случаи, когда аппарат доступного ценового сегмента собирается на родине разработчика, становятся редкостью, но на коробке и самом Atoll DAC100 начертано «Made in France». По своим габаритам конвертер занимает промежуточное место между стандартными хай-файными компонентами и компактными USB-ЦАПами под наушники. В целом его можно сравнить с томом какой-нибудь энциклопедии; сходство подчеркивается темной панелью, хотя, впрочем, существует и серебристый вариант. К устройству прилагаются провода RCA, правда, похоже, автомобильного происхождения: с обрезанной земляной жилой.
Несмотря на внешнюю простоту, собран Atoll исключительно опрятно. Корпус имеет четыре обрезиненные полусферы в качестве ножек. Места контакта кожуха с его нижней частью проклеены специальным материалом. Элементная плата занимает примерно две трети общей площади. На ней можно обнаружить пару трансформаторов Zarel Bobinados испанского происхождения. Цифровые данные обрабатываются хорошо знакомым приемником CS8416 и далее отправляются на не менее знакомый чип Burr-Brown PCM 1796. Все это сулит, что аппарат будет работать с сигналом 24/192, поступающим через один из шести цифровых входов (по три оптики и коаксиала). Однако пара USB-преобразователей, РСМ2704 и РСМ2706, указывает, что на седьмом входе DAC100, а именно USB, выше частоты дискретизации 48 кГц не прыгнешь.
Пульта ДУ здесь нет, зато на передней панели входы сгруппированы в два ряда и имеются три клавиши горизонтального и вертикального хода селектора. Сначала ЦАП тестировался в связке с компьютером и комплектом усилителя и наушников Stax. Установка USB-драйвера не понадобилась, в настройках плеера Foobar уже имелся драйвер под РСМ2704/06, доставшийся в наследство от французского коллеги YBA WD202. Сравнение подачи сигнала на аппарат напрямую по USB и через другие цифровые входы (для них нам пригодился внешний USB-преобразователь Musiland 01 USD) не выявило заметной разницы, поэтому дальнейшее прослушивание мы продолжили с использованием коаксиального входа, поскольку именно на него (и на оптический) можно подавать с компьютера музыку в 24/192 и прочий аудиоматериал высокого разрешения.
По сравнению с ЦАПами прошлых поколений DAC100 играл более экспрессивно. В немалой степени это объясняется и напряжением выхода — 2,5 B вместо стандартных 2 В, хотя сейчас, как кажется, мало кто придерживается старого формата выходного напряжения CD-проигрывателей, и правильно, кстати говоря. Старым источникам свойственна более слитная подача — у них инструменты как бы утоплены и плывут в потоке фонограммы.Однако на больших музыкальных формах преимущества модели Atoll более очевидны. В наушниках звук словно собирался в острие треугольника с мощным солирующим инструментом. Хороший мускулистый мидбас придает упругость, хотя определенные тонкие нюансы могут скрадываться. Кстати, указанный недостаток способен стать началом достоинств при воспроизведении МРЗ — микродеталей там все равно не сыскать, зато энергию и ритм DAC100 держит на уровне. Надо сказать, к манере этого конвертера быстро привыкаешь — после возвращения к прежним источникам они на фоне ЦАПа Atoll уже воспринимались как более мыльные и вялые. А кроме того, особенно выгодно звучали на нем хай-резы — отсутствовало такое дискретное ощущение инструментов, как у обычных записей 16/44,1, исполнение было более гладкое и красивое.
Помещение устройства в стойку аудиосистемы дало новые впечатления и внесло определенные коррективы. Как выяснилось, в наушниках аппарат более выраженно демонстрировал свой характер. А здесь, с референсным ЦАПом — модифицированным Museatex Bitstream (построенным на похожем по принципу действия дельта-сигма-преобразователе), обнаружилось, что у DAC100 более бледная, что ли, подача, не такой широкий фронт и менее плотный саунд. К тому же на крупных АС еще заметнее сделалась небрежность с точки зрения детальности, которая в наушниках в немалой степени компенсировалась отзывчивостью электростатических мембран Stax. Что же произошло? Смена вилки не повлияла на ситуацию, и тогда настала пора сменить-таки штатный кабель. На эту роль был выбран наш лабораторный Indigo Plus производства The Chord Company. В принципе цена его практически сопоставима с проводом, прилагаемым к тестируемому девайсу, но в данном случае целью была проверка потенциала взаимодействия аппарата с другими межблочниками. Эксперимент увенчался успехом — верхние частоты прочистились и обрели долгожданную ясность, разрыв с Museatex значительно сократился и DAC 100 зазвучал так, как и должно хорошо исполненному конвертеру на дельта-сигме, — открыто, ясно, прозрачно и капельку холодновато.
Подготовлено по материалам журнала "DVD Эксперт", июль 2011г. www.dvdexpert.ru