Существуют два полярных принципа, обычно декларируемые производителями аудиотехники. Первый: максимально возможное качество, чего бы это ни стоило; второй: максимально возможное качество за разумные деньги. Как видим, качество в обоих случаях максимальное. Только вот деньги разные... Нет, конечно, в целом реальные достижения первого типа, безусловно, существенно выше, чем второго. Денег производители аппаратуры Top High End не жалеют, ведь платить-то придется покупателям. Немногим из многих. А остальные пускай довольствуются тем, что соизмеримо с их доходами, — каждому по возможностям. Компания Atoll Electronique (нет, это не Микронезия и не Полинезия, а Франция) ориентируется именно на вторую, большую часть аудитории, которой обещает за разумные деньги столько качества, сколько можно втиснуть в реальный бюджет, и даже несколько больше.
Нормандский апелласьон
Компания Atoll Electronique появилась на свет не так давно, в 1997 году. Ее основатели, браться Дюбревиль, осмотрелись на рынке High End Audio и решили, что ниша по-настоящему качественной аппаратуры умеренного ценового диапазона практически не заполнена. Начали они с предварительных и оконечных усилителей, а затем постепенно расширили ассортимент. И сразу же обозначили себя как честные поборники качества и противники рекламного пустозвонства множества конкурирующих фирм, делающих ставку на пиар, а не на продуманность схемных решений, уровень комплектующих и сборки, беспощадность выходного контроля и прочие важные вещи, которые прямо влияют на качество и за которые платит потребитель конечной продукции.
Стоит оговориться: рассматриваемая нами модель CD-400, возможно, не самая лучшая иллюстрация фирменных подходов, поскольку она принадлежит к верхней ценовой категории Atoll и вряд ли может считаться бюджетной.
Но что же, по мнению братьев Дюбервиль, является главным критерием качества аппаратуры High End Audio? В первую очередь — ее способность к сверхреалистичному воспроизведению музыки с выраженным эффектом присутствия, основательной глубиной сцены и отличной динамикой. Да, с этим вряд ли кто-то будет спорить...
Аргументы, приводимые братьями, достаточно интересны. Так, не только вся продукция Atoll производится исключительно во Франции (конкретно — в Нормандии), но и все корпусные элементы, и комплектующие по большей части тоже местные или, в крайнем случае, европейского происхождения. Перечисляются даже регионы, откуда поставляются те или иные детали. В этом прослеживается нечто похожее на подход французских виноделов, разбивших виноградные угодья страны на регионы, контролируемые по качеству, — аппеласьоны. В подобной схеме Atoll, конечно, не тянет на шато (как и любая другая электронная фирма вне зависимости от дороговизны изделий), но вполне соответствует статусу негоцианта — винодельческой компании, скупающей виноматериалы в разных апелласьонах для создания своих собственных купажей.
Atoll не приемлет ничего лишнего, включая темброблоки: лечить одни болезни (скажем, неидеальный тональный баланс конкретной записи) ценой приобретения других (расслоение спектра, фазовые искажения, дополнительные шумы) не в ее правилах.
Предпочтение отдается симметричным схемам на дискретных компонентах, разводка плат (обычно четырехслойных) тщательно оптимизируется.
Надежность — еще один немаловажный аспект, которому уделяется пристальное внимание. По этой причине платы набиваются не на станке, а вручную, пайка тоже производится вручную. Экономическую сторону вопроса оценить сложно (не нужно покупать станки, но труд стоит дорого), однако искушенный потребитель наверняка отнесется к ручной пайке с большим доверием. В процессе сборки каждый модуль проходит многократную проверку с измерениями на соответствие реальных параметров заданным (до четырех стадий), готовые же изделия ставятся на длительную прогонку и тщательно прослушиваются перед упаковкой.
Что это?!
Итак, нам предстоит знакомство с проигрывателем CD (а также CD-R, CD-RW) Atoll CD-400, мирно дремлющим в коробке, над которой уже занесен нож эксперта...
Того, кто не соизволил заочно познакомиться (заглянув в Интернет) с изделием перед очным свиданием, иногда может ждать сюрприз, как в этом случае. Готовишься увидеть прямоугольный корпус плеера, и вдруг изнутри выглядывает какая-то серая сплющенная воронка с продольными ребрами по бокам! Первая мысль: неужели видеопроектор подсунули?! Нет, все верно, сверху есть крышка транспортного механизма, видны и другие атрибуты CD-источника. Затем думаешь: ох уж эти французские дизайнеры — решили взять клиента на хапок: иной, глядишь, и купит сразу же с перепугу...
Однако первое впечатление, вопреки известному афоризму Оскара Уайльда, оказалось в этом случае не самым верным. Во-первых, аппарат, будучи извлечен из упаковки и водружен на стойку, уже не выглядел устрашающим, к тому же на вес и на ощупь он даже понравился — эдакий увалень, пристроился на полке, точно жирный кот на печке! А во-вторых, как выяснилось, выпускается он не сам по себе, а как часть комплекта Gamme-400 — вместе с интегрированным усилителем Atoll IN-400. Этот последний тоже массивен и круглобок и ставится прямо под CD-400, а поскольку он шире и еще ребристее, то водруженный на него проигрыватель отводу тепла не помеха. В полном составе, надо сказать, эта пара смотрится просто великолепно. И сразу видна инженерная идея: чем дальше от ортогональности и чем больше округлостей, тем меньше вибраций и резонансов корпуса. К тому же корпуса в данном случае сделаны из 2-мм алюминия, а лицевые панели — из того же материала, но толщиной уже 10 мм! Плюс крутые ребра. Какие уж тут резонансы! И хотя для электронных компонентов это далеко не так важно, как для акустики, душу все же греет.
Взгляд под крышку
Но вернемся к CD-400 в сольном варианте. Изнутри все выглядит очень пристойно. Одна большая плата синего цвета (синяя — уже неплохо); два трансформатора — обычный, поменьше, для цифровых схем, и тороидальный, габаритной мощностью 170 В*А, для аналоговой части; множество небольших электролитов, общая емкость которых, однако, очень даже солидная: 22 500 мкФ (вполне хватило бы для отнюдь не маломощного усилителя). Еще замечено восемь интегральных стабилизаторов напряжения.
Транспортный механизм Philips CD PRO с верхней загрузкой покоится на эластичной подвеске со строго нормированными механическими свойствами. Цифроаналоговое преобразование осуществляется двумя чипами Burr-Brown РСМ1794. Поскольку они являются двухканальными ЦАПами, можно было ограничиться и одним, но, к чести производителя, подобного не случилось. Чип этот (дельта-сигма) весьма продвинутый, как принято говорить в наше время. Он имеет встроенный цифровой фильтр с 8-кратной передискретизацией и двухфазные токовые выходы, что дает возможность сразу, без дополнительных фазоинверторов, получить балансную аналоговую часть. Встроенные преобразователи ток / напряжение (как правило, достаточно посредственные, когда они есть) тут отсутствуют, что сразу поднимает планку доверия к чипу. ЦАП воспринимает входной поток размерности до 24 / 192 и обладает повышенным иммунитетом к входному джиттеру. По паспортным данным, у него рекордно широкий динамический диапазон (132 дБ).
Далее следуют аналоговые каскады на дискретных транзисторах, уже в балансном варианте. Замечены также четыре довольно крупных конденсатора с полипропиленовым диэлектриком (по утверждению производителя, аудиофильского качества). Не совсем понятно, что они тут делают, несмотря на свой высокий статус: подобные устройства без ламп и прочих излишеств обычно бывают со сквозной гальваникой до самого выхода. Гадать не станем, создателям виднее (надеемся, и слышнее).
Естественно, при такой схеме аппарат снабжен как небалансными, так и балансными аналоговыми выходами. Есть и цифровые выходы и входы: коаксиальные S/PDIF и оптические TosLink.
Пульт ДУ — алюминиевый, тонкий и элегантный. С его помощью можно управлять как CD-проигрывателем, так и усилителем (нижняя секция кнопок). Функции у него стандартные, не считая переключения с балансного выхода на небалансный и режимов работы CD / DAC.
На лицевой панели аппарата расположились однострочный синий дисплей и всего шесть кнопок переключения режимов воспроизведения диска.
Звучание
Просто говорить о том, как звучит источник, без сравнения его с другими (или хотя бы другим), не очень корректно. Откуда знать, его ли заслуга или вина в тех или иных особенностях звучания либо же (что вероятнее) ответственность следует возложить на колонки и усилитель? В данном случае образцовым источником (мальчиком для битья, если хотите) пришлось послужить проигрывателю Bryston BCD-1, имеющему постоянную прописку в редакционном тракте. К слову, проигрыватель этот очень даже неплох сам по себе, и вообще тракт достаточно хорошо подогнан по компонентам.
Что же происходило после того, как Atoll CD-400 занял на время место BCD-1? Первое, что удалось четко и однозначно заметить, — если раньше тарелки звучали очень рельефно, по-хорошему ярко и искристо, то теперь все это осталось на месте, но как будто воздух в комнате стал более прозрачным, а висевшая в воздухе пыль мгновенно выветрилась в форточку. С Bryston после каждого удара палочки по тарелке за ней как будто тянулся едва заметный шлейф звуковых брызг, сопровождавшийся легким пришепетыванием, a Atoll это полностью вылечил, да еще и как бы звуковую резкость (аналогия с фотографической резкостью) настроил: чувство ритма, пульс начали ощущаться острее, точнее. А малейшее улучшение временной четкости всегда намного усиливает вовлеченность в ритмичную музыку — рок, джаз.
В плане тембров заметных отличий уловить не удалось, но в целом все сделалось несколько более собранным, красноречивым. Слегка смягчился, стал глубже и бархатистее бас, сцена немного приподнялась и расширилась.
Лакмусовая бумажка любого тестирования — записи с выраженными сибилянтами вокала — также продемонстрировала небольшое улучшение, когда CD-проигрыватель воспроизводил альбом Кэрол Кидд (Linn Records), звучание которого изобилует шипящими — просто-таки на грани приличия. Разумеется, все это не исчезло (что было бы по меньшей мере странно), но как-то облагородилось, перестало выпирать, лучше интегрировавшись в общую музыкальную канву. В результате сибилянты больше не настораживали придирчивый слух эксперта.
Если же охарактеризовать роль CD-400 в двух словах, то можно говорить о некотором прояснении звукового пространства и о более тщательном наведении на резкость, отчего немало выиграло восприятие звуковых сюжетов. И, пожалуй, несколько основательнее стал басовый фундамент. Сумма мелочей, как мы понимаем, — уже не мелочь.
Вывод
Достойный цифровой источник, способный наилучшим образом озвучить то, что закодировано в питах компакт-диска. Огорчает лишь ограниченность опций: нет порта USB (при том, что секция ЦАПа достаточно автономна и восприимчива к цифровым форматам High Resolution). Зато в составе полного комплекта Gamme (с сопутствующим интегрированным усилителем IN-400) с учетом необычного и весьма привлекательного дизайна аппарат явно будет на своем месте и особенно понравится тем, кто помимо хорошего звука ценит нетривиальную внешность.
Контрольный тракт
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №3 (110) 2013 г. www.audiomagazine.ru