Сегодняшний мир Hi-Fi-техники находится в очень интересном положении — и я неспроста выразился двусмысленно. Источники звука стали цифровыми (так называемое «возрождение» винила остается маргинальным явлением), однако человек способен воспринимать лишь непрерывную звуковую волну. Когда же целесообразнее переходить от цифры к аналогу? На стадии линейного или мощного сигнала?
Это, пожалуй, самый острый Hi-Fi-вопрос наших дней, и чем разрешится «интересное положение» аудиоиндустрии, еще никому неизвестно. В итоге классический тандем аналоговых преда и мощника чувствует себя если не в полной, то в относительной безопасности. Интерес к таким компонентам отнюдь не идет на спад — тем более, если их выпускает незаурядная фирма.
Знакомьтесь: Atoll Electronique
Городок Бресе в Нормандии трудно принять за европейский аналог Силиконовой долины, но Atoll Electronique, одна из самых успешных французских Hi-Fi-компаний, расположила штаб-квартиру именно здесь. Если есть семейные предприятия, тогда Atoll по аналогии назовем предприятием братским: фирма была основана без малого 20 лет назад братьями Стефаном и Эммануэлем Дюбрей — с целью разрабатывать и производить аудиоаппаратуру высокого класса, а продавать ее по разумной цене. Рассчитывая привлечь к High End-звучанию любителей музыки, не обладающих толстым кошельком, основатели избрали самый сложный путь к сердцу аудиофила: через создание компонентов с высоким соотношением качество/цена, что невозможно без тщательной проработки каждого инженерного решения и всестороннего тестирования готовой аппаратуры — процессов дорогостоящих и длительных. Подробнее читайте в статье «Стерильный Hi-Fi от французской Atoll Electronique: когда все сделали правильно».
Между тем, первые изделия Atoll появились уже в 1997 г., и среди них — предварительный усилитель PR 100. Годом позже покупателям был представлен «мощник» АМ100. Я уже вижу, как читатель недоуменно поднимает брови: «Неужели герои сегодняшнего теста производятся почти два десятилетия? В Hi-Fi-мире это — пенсионный возраст!» И да, и нет, отвечу я. Действительно, изделия PR 100 и АМ 100 присутствуют в линейке Atoll практически со времен основания фирмы, однако это совсем не те аппараты, какими они был в конце предыдущего столетия.
Нас вновь подстерегает намеренная двусмысленность: около десяти лет назад названия компонентов пополнились индексом SE, который хочется понимать в общепринятом смысле — Special Edition, т.е. «специальное издание». Так обычно именуются изделия, выпускаемые ограниченным тиражом к знаменательной дате в истории их производителя. В данном же случае SE означает Second Edition — второе издание.
Хочется упрекнуть братьев Дюбрей в ложной скромности: под вторым изданием они подразумевают радикальное переосмысление всех инженерных решений — процесс, которому фирма посвятила два года (2007-2008). На мой взгляд, закономерно было бы присовокупить к названиям обновленных компонентов аббревиатуру SG — Second Generation, т.е. «второе поколение».
Предварительный осмотр
Из четырех предварительных усилителей, выпускаемых фирмой, PR 100 SE — самый младший. Есть ли в его конструкции характерные для таких изделий компромиссы? Да, мой подопечный выглядит не столь экзотически, как флагман линейки PR 400, хотя для многих это скорее достоинство: PR 100 SE будет визуально гармонировать с компонентами других производителей.
На приверженцев классического дизайна — к ним я отношу и себя — его цельнометаллический корпус идеальных пропорций производит самое благоприятное впечатление. Передняя панель из алюминиевого листа сравнительно небольшой толщины выглядит достаточно стильно и по-деловому. Единственный чисто декоративный элемент — сводчатый логотип фирмы, заполняющий пустоту в левой половине фасада.
Однако французские дизайнеры изменили бы себе, если б не постарались оживить скучную утилитарность нотками изящества. Во-первых, вынесенная в центр рукоятка регулятора громкости сделана округлой (ее не очень удобно поворачивать, впрочем, на это и расчета нет — установлен высококлассный моторизованный потенциометр ALPS, мгновенно реагирующий на команды с пульта ДУ). Во-вторых, зеленые светодиоды индикаторов активного входа расположены в форме полумесяца. О принадлежности PR 100 к недорогой аппаратуре свидетельствует разве что отсутствие поворотного переключателя источников (его заменяют кнопки) и скромный 3,5-мм разъем для наушников.
На задней панели — традиционный набор несимметричных аудиопортов: пара линейных выходов, пятерка регулируемых входов (один со сквозным каналом) и фиксированный, обеспечивающий прохождение сигнала на выход в обход регулятора громкости (отсюда и название входа — By-Pass). Он окажется полезным, если предусилителю случится работать в составе домашнего кинотеатра, где громкость регулируется через AV-процессор или в мультирум-системе. Крайний левый вход, обозначенный AUX, можно перевести на работу с вертушкой винила — если установить опционную плату фонокорректора (в арсенале фирмы имеется вариант для МС- или ММ-картриджа).
В отличие от PR 100 SE, усилитель мощности АМ 100 SE занимает в иерархии Atoll достаточно высокое положение (уступает лишь флагману АМ 200). Примечательно, что его габариты точь-в-точь такие же, как у преда, поэтому аппараты образуют замечательный по визуальной гармонии тандем, если их установить совместно (но не друг на друга, иначе компонент устройства, оказавшегося внизу, перегреется, и вентиляционные отверстия в его верхней крышке будут заблокированы).
Раскладка фасада АМ 100 предельно проста: только светодиод, индицирующий рабочий режим; нет даже кнопки On/Off. Выключить усилитель можно лишь посредством тумблера на задней панели, что в наш век энергосбережения следует расценивать как недостаток. На противоположной от тумблера стороне находятся вход и выход несимметричного стереосигнала, в центре задней панели расположены высококачественные позолоченные клеммы для подключения громкоговорителей. При необходимости усилитель можно перевести в мостовой режим — превратить в моноблок увеличенной мощности.
Под капотами
Оба компонента собраны по схеме «двойное моно» c симметричной топологией схем. Тракт каждого канала АМ 100 SE питается от собственного тороидального трансформатора. Здесь их два, суммарная мощность составляет 660 ВА, а емкость батареи накопительных конденсаторов – 30000 мкФ. В итоге AM 100 SE выдает 100 Вт/8 Ом или 140 Вт/4 Ом.
Выходной каскад собран на MOSFET-транзисторах, столь быстродействующих, что верхняя рабочая частота достигает 200 кГц (следовательно, будет раскрыт потенциал записей высокого разрешения). Предварительный усилитель не уступает «мощнику» по качеству экипировки. В блоке питания установлен тороидальный трансформатор на 160 ВА, общая емкость накопительных конденсаторов равна 15 000 мкФ.
Короче говоря, таким параметрам могли бы позавидовать многие оконечники. Впрочем, это не излишество с целью пустить пыль в глаза покупателю, а насущная необходимость: PR 100 SE работает в чистом классе A и собран исключительно из дискретных элементов, что, разумеется, повышает требования к источнику питания. Диапазон рабочих частот тоже простирается до 200 кГц, а путь прохождения сигнала сокращен до минимума — так же, как и у «мощника». В схеме использованы только высококлассные комплектующие, отобранные по результатам тщательного прослушивания — в частности, полипропиленовые конденсаторы МКР.
Слушал и постановил
Для сравнительно недорогих аппаратов наши подопечные выказали, по моему мнению, чрезвычайно открытое и раскованное звучание. Я не нашел в нем ни малейших признаков зажатости, характерных в первую очередь для усилителей мощности данной ценовой категории. Даже будучи подключены к «тугим» напольникам T+A (такое решение было принято намеренно, чтобы ужесточить условия прослушивания), тандем работал спокойно, без ощутимого напряжения. Едва заметные ограничения (чувствовалось: мощник функционирует на пределе возможностей) возникали при воспроизведении на реалистичной (достаточно высокой) громкости увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» — произведения, отличающегося чрезвычайно широким динамическим диапазоном.
Зато с какой точностью передавалось звучание акустической гитары! Любители фолк-рока будут в восторге. Например, до предела насыщенный высокими частотами альбом Кэта Стивенса «Teaser And The Firecat» в исполнении low-end-усилителя неизменно резал бы слух, тогда как «Атоллы» проникновенно, в деталях, воспроизводили и надтреснутый голос певца, и хрустальный перезвон гитарных струн, создавая многоуровневую звуковую картину.
Качество звучания низкочастотного регистра я отслеживал, прослушивая один из моих любимых тестовых треков, — «Поэму китайских барабанов» Йим Хок-Мана. Бас был пластичным, хорошо управляемым; некоторые замечания вызывала отработка самых нижних частот, но это можно устранить тщательным подбором акустических систем.
В общем и целом аппараты, разработанные 20 лет назад и «переосмысленные» спустя десятилетие, работают (по меркам аппаратуры своего ценового диапазона, разумеется) безукоризненно. Перефразируя классика: осетрины второй свежести быть не может, но усилитель второго поколения качества имеет полное право на существование.
Достоинства: наличие конструктивных решений, обычно применяемых в аппаратуре более высокой ценовой категории, тщательная проработка нюансов звучания
Недостатки: усилитель мощности невозможно выключить с передней панели, отсутствуют входы/выходы релейного сигнала 12 В
Официальный сайт: Atoll PR 100 SE, Atoll AM 100 SE
Паспортные данные:
Несимметричные входы линейного стереосигнала: регулируемые — 5хRCA (1 сквозной), нерегулируемые —1хRCA
Несимметричные выходы линейного стереосигнала: 2хRCA
Выход на наушники: 3,5 мм
Соотношение сигнал/шум: 100 дБ
Диапазон рабочих частот: 5 Гц — 200 кГц
Габариты: 440x90x270 мм
Масса: 7 кг
Выходная мощность: 2х100 Вт (8 Ом)/2х140 Вт (4 Ом)
КНИ (1 кГц, 30 Вт) < 0,05%
Соотношение сигнал/шум: 100 дБ
Диапазон рабочих частот: 5 Гц — 200 кГц
Входы: несимметричные аналоговые
Выходы: линейный стерео
Крепление акустики: винт.
Возможность работы в мостовом режиме: да
Габариты: 440x90x270 мм
Масса: 10 кг
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", декабрь 2016 г. www.stereo.ru